школа-интернат № 36
Ставропольский край, город Ставрополь
  • Образовательные стандарты и требования

    ФГОС ОВЗ

    Нормативные документы, обеспечивающие введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ)

    Документы федерального уровня:

    Статья 79 (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”)

    Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

    1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

    2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

    3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 31.01.2013 КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 72 из 115 осуществляющих образовательную деятельность.

    5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

    7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

    8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

    9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

    10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

    11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

    12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.


    ФГОС НОО

    Документы федерального уровня:

    1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

    Что это такое?

    Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 11 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно ознакомиться на сайте Минобрнауки России.

    Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

    Стандарт выдвигает три группы требований:

    – Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

    – Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

    – Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

    Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды его деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных, предметных результатов.

    Неотъемлемой частью ядра нового Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении «универсальные учебные действия» – умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком значении «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в контексте основной образовательной программы начального общего образования задаёт деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.


    ФГОС ООО                 

    Нормативные документы, обеспечивающие введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО, ФГОС НОО, ФГОС ОВЗ )

    Документы федерального уровня

    Введение ФГОС НОО обучающихся ОВЗ

    1 сентября 2017 года во всех классах школы-интерната № 36 прошли родительские собрания. В ходе собраний обсуждались различные вопросы, касающиеся образовательного процесса.

    фго0

    В классах, где дети обучаются по АООП НОО глухих обучающихся, АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся, родители под руководством учителей познакомились с содержанием и требованиями адаптированных программ.

    В первых дополнительных и первых классах были проведены мониторинги родителей с целью выяснения понимания ими задач ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. По результатам мониторинга педагогами классов будет составлен план работы с родителями на предстоящий учебный год.

    фго0

    В течение всего 2016 – 2017 учебного года учителя начальных классов, реализующие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, проводили мастер-классы для родителей обучающихся. Родители получали консультации, знакомились с эффективными методами и приемами работы с детьми, обменивались опытом.

    фго0

    Такая работа признана педагогами школы самой результативной в привлечении родителей к взаимодействию со школой. Родители становятся заинтересованными помощниками школы в образовании своих детей.

    фго0

    фго0

    Семинар «Из опыта реализации ФГОС НОО ОВЗ: особенности организации образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха»

    24 апреля 2017 года в школе-интернате № 36 г. Ставрополя прошел семинар «Из опыта реализации ФГОС НОО ОВЗ: особенности организации образовательной деятельности обучающихся с нарушением слуха».

    В работе данного семинара приняли участие все учителя начальных классов школы–интерната № 36.

    учителя

    Педагог-психолог Сизова О. Ф. провела практикум для присутствующих на тему: «Алгоритм деятельности педагога-психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ».

    СИЗОВА

    Учитель начальных классов Патета Е. В. провела для присутствующих мастер-класс на тему: «Специфика подходов к коррекционной работе с разными категориями обучающихся с нарушениями слуха».

    ПАТЕТА

    В ходе работы семинара была показана презентация с демонстрацией особенностей предметной образовательной среды для обучающихся с нарушениями слуха.

    Завершился семинар открытым музыкально-ритмическим занятием в 1-дополнительном классе с обучающимися по АООП НОО слабослышащих и позднооглохших детей, которое провела учитель музыкально-ритмических занятий Коростелева В.В.

    КОРОСТЕЛЁВА

    25 марта 2016 года в школе прошло заседание педагогического совета по теме «Особенности федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».

    На педагогическом совете присутствовали и родители (законные представители) обучающихся, которые с сентября 2016 года будут зачислены в первые дополнительные и первые классы школы.

    фго0

    Педсовет прошёл в творческой обстановке, все присутствующие, в том числе и родители, приняли активное участие в диалоге по теме педсовета.

    фго

    Учителями начальных классов в течение 2016-2017 учебного года проводятся мастер-классы для родителей будущих первоклассников и обучающихся в начальном звене с целью передачи опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности. Важным является возможность показа на практике методов работы с ребенком в условиях семьи.

    фго1

    фго2

    Каждый мастер-класс заканчивается активными диалогами родителей и педагогов, родителей между собой. Родители воспитанников, обучающихся задают много вопросов, касающихся программных требований в связи с переходом на обучение детей по ФГОС НОО.

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie