ПроПсиТинССЫЛКА НА КАБИНЕТ ON-LINE КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ |
Психолого-социальная служба школы-интерната №36 осуществляет сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с нарушением слуха особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса, где используется неограниченное разнообразие видов и форм: сопровождение родителей, ребенка, педагога в процессе учебно- воспитательной деятельности, детско-родительских отношений.
Все это создает условия для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе и дает возможность личности самореализоваться.
В рамках психологического сопровождения главной целью является развитие автономности ребенка с нарушением слуха. Автономность – это свобода действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющая чувство его ответственности (ответственности за себя, свой выбор, свою жизнь).
Для реализации поставленной цели психологической службой выполняется ряд задач:
Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми, имеющими нарушение слуха, являются:
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.
Педагог-психолог выполняет задачи по:
Надо отметить, что диагностика проводится индивидуально. Специфика и особенности интеллектуально-творческой личности обучающегося с нарушением слуха, нехватка необходимого словарного запаса, слабо развитой общей эрудиции может вызвать определенные сложности при решении тестовых задач и ответах на тестовые вопросы, в связи с чем психолого-социальная служба школы уделяет огромное внимание разъяснению смысла и значения предлагаемых задач, пониманию их целей.
Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, в этом случае изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности – изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. Анализ позволяет выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. На разных этапах развития глухих детей важно подвергать анализу продукты различных видов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте – рисунки, аппликации, поделки из пластилина, конструкции; в среднем школьном – письменные работы, сочинения, которые раскрывают лексические и грамматические особенности речи; в юношеском – результаты трудовой деятельности.
Развивающее и коррекционное направление – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении, а также организация работы прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, в обучении. Вся деятельность направлена на обеспечение максимальной реализации потенциала ребенка.
Программа коррекционной работы реализуются на протяжении всех возрастных этапов от дошкольников до выпускников.
На каждом этапе есть своя цель.
Дошкольники и младшие школьники: развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.
Младший подростковый возраст: развитие и становление личностной сферы и эмоционально-волевых особенностей обучающихся.
Старший подростковый возраст: профориентационная подготовка.
Психологическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным. Направлена на самопознание, выявление истинных мотивов, выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся. Результатом становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
На протяжении всех этапов обучения с детьми ведется работа по развитию коммуникативных умений. На занятии у психолога создается специальное моделирование особенностей естественной коммуникации, так как основная цель школы – это формирование и развитие вербальной речи, расширение активной речевой практики, социализация.
Коммуникативные задания, предлагаемые детям, имеют ярко выраженную практическую направленность. Задачей психологов является поддержка желания общаться. У наших воспитанников ряд трудностей при общении (высокий уровень тревоги, застенчивость, агрессивность, боязнь сделать ошибку в речи, страх оценки другими его коммуникативных умений и т.д.), поэтому мы усиленно практикуем совместные занятия со студентами, где ребята учатся взаимодействовать не только между собой, но и с людьми, не имеющими нарушения слуха. Специально подобранные методы позволяют «на равных» взаимодействовать со слышащими детьми в ситуациях неформального общения, что позволяет снизить коммуникативный барьер.
Сенсорный дефект мешает глухому ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых он получает накопленный человечеством опыт, заполняет контакты со слышащими сверстниками.
Работа над развитием эмоционально-волевой сферы занимает одно из важных мест в этом направлении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Развитие эмоциональной грамотности у детей с раннего возраста повышает вероятность успеха во взрослой жизни и является одним из главных ключей в повседневной жизни.
Нарушение словесного общения частично изолирует глухого или слабослышащего ребенка от окружающей среды, что создает определенные трудности в усвоении социального опыта.
Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, к упрощению межличностных отношений.
У глухих и слабослышащих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий. Вследствие чего у ребенка могут возникнуть нарушения поведения, повышенная агрессивность, тревожность, трудность в общении.
Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе–интернате №36
Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения по профориентационной работе школы-интерната являются:
1) психологическая диагностика проводится с целью:
2) Развивающая профконсультация.
Цель данного блока – активизировать обучающегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Этапы:
Одним из важных направлений групповой работы являются профориентационные игры, квесты направленные на активизацию обучающихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей. Во время занятий подросток «играет» социальные и профессиональные отношения взрослых.
Также реализуется раздел программы по профориентационной работе с обучающимися 5-11 классов на 2022-2025 годы «Психологическое сопровождение профориентационной работы для обучающихся 9-11 классов».
Материально-техническое обеспечение
В школе-интернате №36 имеются специально оборудованные кабинет психолога и комната психологической разгрузки. Для работы в комнате психологической разгрузки используются свето-, звуко-, ароматерапия для воздействия на состояние человека через соответствующие органы.
В работе со школьниками используются:
Для развития тактильной чувствительности и снятия мышечного напряжения используются:
Кроме того, для улучшения состояния микросреды помещений, в которых проводятся психологические занятия, применяются такие специальные приспособления как:
Активно используется коррекционно-развивающее пособие «Приоритет», состоящее из 7 модулей. Игровой набор позволяет сформировать образ предмета или явления, включает в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie