школа-интернат № 36
Ставропольский край, город Ставрополь
  • Психолого-социальная служба

    Найдено: 6

    Психолого-социальная служба школы-интерната №36 осуществляет сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса.

    В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с нарушением слуха особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе психолога, мы имеем в виду не просто психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса, где используется неограниченное разнообразие видов и форм: сопровождение родителей, ребенка, педагога в процессе учебно- воспитательной деятельности, детско-родительских отношений.

    Все это создает условия для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе и дает возможность личности самореализоваться.

    В рамках психологического сопровождения главной целью является развитие автономности ребенка с нарушением слуха. Автономность – это свобода действий человека в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющая чувство его ответственности (ответственности за себя, свой выбор, свою жизнь).

    Для реализации поставленной цели психологической службой выполняется ряд задач:

    • развитие познавательной сферы;
    • эмоциональной сферы;
    • творческих и коммуникативных способностей;
    • коррекция поведения.

    Ключевыми направлениями работы педагога-психолога с детьми, имеющими нарушение слуха, являются:

    • диагностическая;
    • коррекционно-развивающая;
    • просветительская;
    • профилактическая;
    • консультативная работа с детьми, педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

    Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

    Педагог-психолог выполняет задачи по:

    • определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития;
    • своевременному выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;
    • изучению развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся;
    • изучению социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка, изучению его адаптивных возможностей и уровня социализации.

    Надо отметить, что диагностика проводится индивидуально. Специфика и особенности интеллектуально-творческой личности обучающегося с нарушением слуха, нехватка необходимого словарного запаса, слабо развитой общей эрудиции может вызвать определенные сложности при решении тестовых задач и ответах на тестовые вопросы, в связи с чем психолого-социальная служба школы уделяет огромное внимание разъяснению смысла и значения предлагаемых задач, пониманию их целей.

    Большое значение при обследовании детей с нарушениями слуха имеет анализ продуктов деятельности, в этом случае изучению подлежат материальные или материализованные результаты разных видов деятельности – изобразительной, конструирования, учебной, трудовой. Анализ позволяет выделить то, что ребенок делает по указаниям взрослых, и то, что он выполняет самостоятельно. На разных этапах развития глухих детей важно подвергать анализу продукты различных видов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте –  рисунки, аппликации, поделки из пластилина, конструкции; в среднем школьном –  письменные работы, сочинения, которые раскрывают лексические и грамматические особенности речи; в юношеском –  результаты трудовой деятельности.

    Развивающее и коррекционное направление – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении, а также организация работы прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, в обучении. Вся деятельность направлена на обеспечение максимальной реализации потенциала ребенка.

    Программа коррекционной работы реализуются на протяжении всех возрастных этапов от дошкольников до выпускников.

    На каждом этапе есть своя цель.

    Программа коррекционной работы реализуются на протяжении всех возрастных этапов от дошкольников до выпускников.

    Дошкольники и младшие школьники: развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей; формирование положительной учебной мотивации.

    Младший подростковый возраст: развитие и становление личностной сферы и эмоционально-волевых особенностей обучающихся.

    Старший подростковый возраст: профориентационная подготовка.

    Психологическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным. Направлена на самопознание, выявление истинных мотивов, выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей обучающихся. Результатом становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

    На протяжении всех этапов обучения с детьми ведется работа по развитию коммуникативных умений. На занятии у психолога создается специальное моделирование особенностей естественной коммуникации, так как основная цель школы – это формирование и развитие вербальной речи, расширение активной речевой практики, социализация.

    Коммуникативные задания, предлагаемые детям, имеют ярко выраженную практическую направленность. Задачей психологов является поддержка желания общаться. У наших воспитанников ряд трудностей при общении (высокий уровень тревоги, застенчивость, агрессивность, боязнь сделать ошибку в речи, страх оценки другими его коммуникативных умений и т.д.), поэтому мы усиленно практикуем совместные занятия со студентами, где ребята учатся взаимодействовать не только между собой, но и с людьми, не имеющими нарушения слуха. Специально подобранные методы позволяют «на равных» взаимодействовать со слышащими детьми в ситуациях неформального общения, что позволяет снизить коммуникативный барьер.

    Сенсорный дефект мешает глухому ребенку в нормальном общении со взрослыми, от которых он получает накопленный человечеством опыт, заполняет контакты со слышащими сверстниками.

    Работа над развитием эмоционально-волевой сферы занимает одно из важных мест в этом направлении. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

    Развитие эмоциональной грамотности у детей с раннего возраста повышает вероятность успеха во взрослой жизни и является одним из главных ключей в повседневной жизни.

    Нарушение словесного общения частично изолирует глухого или слабослышащего ребенка от окружающей среды, что создает определенные трудности в усвоении социального опыта.

    Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, к упрощению межличностных отношений.

    У глухих и слабослышащих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий. Вследствие чего у ребенка могут возникнуть нарушения поведения, повышенная агрессивность, тревожность, трудность в общении.

    Психологическое сопровождение профориентационной работы в школе–интернате №36

    Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения по профориентационной работе школы-интерната являются:

    1) психологическая диагностика проводится с целью:

    •  проведения диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей обучающегося;
    •  использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
    •  учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;
    •  использования результатов для стимулирования потребностей обучающегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

    2) Развивающая профконсультация.

    Цель данного блока – активизировать обучающегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

    Этапы:

    •  констатация стадии профессионального плана обучающегося;
    •  подготовка для обучающегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств.

    Одним из важных направлений групповой работы являются профориентационные игры, квесты направленные на активизацию обучающихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей. Во время занятий подросток «играет» социальные и профессиональные отношения взрослых.

    Также реализуется раздел программы по профориентационной работе с обучающимися 5-11 классов на 2022-2025 годы «Психологическое сопровождение профориентационной работы для обучающихся 9-11 классов».

    Материально-техническое обеспечение

    В школе-интернате №36 имеются специально оборудованные кабинет психолога и комната психологической разгрузки. Для работы в комнате психологической разгрузки используются свето-, звуко-, ароматерапия для воздействия на состояние человека через соответствующие органы.

    В работе со школьниками используются:

    • полифункциональный набор «Радуга» (мягкие модули) с целью расширения представлений об окружающем детей мире; обогащения словаря, развития речи; обучения навыкам узнавать и называть цвет, форму, величину предметов; распознавания и выполнения действий с предметами; уточнения представлений о положении частей фигуры; развития чувства цвета, формы и композиции;
    • зеркальный шар;
    • прожектор для зеркального шара;
    • светильник-пламя;
    • электрическая гирлянда «Бегущая сетка»;
    • прожектор «Узкого луча».

    Для развития тактильной чувствительности и снятия мышечного напряжения используются:

    • массажные аппараты модели МТ-924;
    • сухой душ из атласных лент;
    • настольный фонтан.

    Кроме того, для улучшения состояния микросреды помещений, в которых проводятся психологические занятия, применяются такие специальные приспособления как:

    • аппарат «Элион-132Ш» (лампа Чижевского);
    • увлажнитель воздуха Bimatek.

    Активно используется коррекционно-развивающее пособие «Приоритет», состоящее из 7 модулей. Игровой набор позволяет сформировать образ предмета или явления, включает в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических).

    Наши научные работы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie